А и Б - Аккордеонисты и Баянисты

О проекте   История проекта

Седьмой музыкальный фестиваль «А и Б»
19 ноября Седьмой музыкальный фестиваль «АиБ» собрал по-настоящему неравнодушных исполнителей и слушателей. На концерте в ДК им. Ленина, которым он завершился, был аншлаг.

И это смело можно назвать победой. Несколько лет назад у организаторов возникла идея сделать главной концертной площадкой «А и Б» именно эту сцену. Решающим стало удобное расположение. От музыкальной школы, где фестиваль по традиции открывают, до ДК рукой подать.

Первые же годы большие концерты фестиваля проходили в ДК им. Ногина, привычном и для ковровских музыкантов, и для любителей живой музыки. И, переживания, конечно, были - пойдёт ли в новое место публика. Но полный зал на седьмом фестивале доказал: любовь ковровчан он завоевал.

Идейный вдохновитель и главный организатор - музыкант, аккордеонист, ныне  руководитель музыкальной школы №1 Александр Смирнов. Первый фестиваль он провёл ещё будучи студентом Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. Тогда не знал, вернётся ли в Ковров, но связи не хотел терять. Ему очень хотелось, чтобы такие же ребята, каким был он, любимые педагоги не варились в собственном соку.

Идею фестиваля поддержал городской комитет по культуре. И он воплотился в жизнь. Конечно, в первую очередь благодаря энтузиазму и музыкальному содружеству. В Коврове за эти годы в рамках «А и Б» выступили такие выдающиеся музыканты,  как солист оркестра Владимира Спивакова Никита Власов, Паоло ди Сабатино и Ренцо Руджери (Италия), Геннадий Савков (Литва), Александр Коловски (Македония).

«К сожалению, Владимирская область обделена высшим музыкальным образованием, - говорит Александр Смирнов. - Во Владимире нет консерватории. Приезжие музыканты, профессора консерватории могут многому научить не только детей, но и педагогов. Последним ведь тоже нужен свежий глоток, толчок к очередному этапу развития. И дети должны видеть, к чему нужно стремиться» 

 Музыкальной школе в условиях кризиса не хватает финансирования на решение многих вопросов. Например, таких как обновление парка инструментов. Последний год даже нет возможности оплачивать участие собственных талантов в конкурсах. Поэтому, говоря о фестивале, нельзя не сказать, что своим существованием он обязан и спонсорам, среди которых  частные лица и предприятия. В этом году мероприятие прошло при поддержке КБА.

Несмотря на то, что аккордеон один из самых сложных музыкальных инструментов, ежегодно на него идут учиться десятки ребят. В музыкальной школе №1 обучается 130 аккордеонистов и баянистов. И часть выбрали инструмент именно благодаря «А и Б».

 VII музыкальный фестиваль «Аккордеонисты и Баянисты» в музыкальной школе №1 начался концертом ковровских юных дарований. Выступали её ученики, а также школы искусств имени Иорданского - лауреаты различных конкурсов, ансамбли. Но самым дорогим подарком стал мастер-класс от заведующего кафедрой народных инструментов, профессора, руководителя оркестра баянов и аккордеонов Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, лауреата Всероссийских и Международных конкурсов Юрия Гуревича.

На концерте он тоже присутствовал. Поэтому сразу отметил колоссальную работу ковровских педагогов. А ещё, уже адресуя свои слова детям и их родителям, - значение музыкального образования в формировании личности и судьбе человека. Профессор делился своими взглядами на качество инструментов, технику игры, подсказывал по конкретным проблемам. Мы воспользовались случаем и задали свои вопросы.

- Не каждый ученик музыкальной школы, молодой музыкант становится виртуозом. Что нужно, чтобы так раскрылся потенциал?

- Это некое таинство, которое невозможно предрешить. Тут очень много обстоятельств. Во-первых, это талант ученика. Во-вторых, его родителей и, в-третьих, талант педагога. Вот когда эти три таланта соединяются, может получиться выдающийся результат. Очень важно, когда ребёнок влюбляется в своего педагога как в родного отца. Обучение музыке индивидуальное, по сути наставники и становятся вторыми родителями. Ребёнок полностью доверяет учителю, начинает копировать его, когда относится к нему всем сердцем. Только тогда и возникает любовь к тому делу, которым он занимается.

- Ни для кого не секрет, что народные инструменты теряют в популярности. Как вы это объясняете и  можно ли повлиять на ситуацию?

- Действительно, некоторое время назад народные инструменты были массовыми. Сложно было представить свадьбу без баяна, аккордеона. Без них не обходилось ни одно торжество, под них ходили на демонстрации, пели, танцевали. Сейчас эти инструменты переведены на академические музыкальные рельсы. Они становятся более элитарными. Многое зависит от энтузиастов, педагогов, музыкантов, которые неустанно вели бы пропагандистскую деятельность. Только благодаря этому условию они смогут привлекать к себе массовое внимание. Ну а то, что сосуществуют академическая музыка и эстрадная, считаю, вполне естественным. Это параллельные миры.

-Вы преподаёте музыкальные дисциплины более 20 лет. Как-то меняются поколения студентов?

-Они слышат какие-то другие моменты в музыке, то, что не принимали и не понимали студенты 10 лет назад - совершенствуется и меняется интонационный слух. Но и сейчас, и 20, 30 лет назад были удивительно талантливые студенты. Природа не отдыхает (улыбается).

-Что вы могли бы пожелать юным музыкантам, которые решат получить высшее музыкальное образование, а любимое увлечение превратить в дело всей жизни, о чём предостеречь?

-Хочу пожелать тем, кто изберёт стезю музыканта, - всегда любить музыку. Только благодаря этой любви музыкант существует. Он ставит на карту всё ради неё. У профессионалов никогда голова не отдыхает от музыки, простому человеку это трудно понять. С другой стороны, человек, искушённый искусством, в частности музыкой, — очень счастливый человек. Но чтобы достичь такого счастья, нужно быть очень трудолюбивым и вкладывать невероятное количество усилий и энергии в дело. Лёгких достижений не бывает в этой сфере...

Своеобразной кульминацией фестиваля, уже на сцене ДК, стал концерт, в первой части которого выступили солисты оркестра баянов и аккордеонов Нижегородской консерватории, а потом исполнительским мастерством делился весь коллектив. И здесь Юрий Гуревич тоже «вёл», и сложно было оторваться от движений дирижёрской палочки.

Я. ТОРОПОВА